Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Пленум ВС вернулся с новыми процессуальными разъяснениями. На этот раз в центре внимания оказался проект разъяснений Кодекса административного судопроизводства. ВС объяснил, в каких случаях применять упрощенный порядок рассмотрения споров, а когда суду стоит вернуться к общему порядку. Также Пленум научил считать сроки, разъяснил правила подачи апелляционной жалобы и разрешил судам отправлять участникам спора копии доказательств, если этого не сделала предоставившая их сторона.
По результатам сегодняшнего обсуждения Пленум ВС принял решение направить проект на доработку в редакционной комиссии. Обычно ко «второму чтению» разъяснения Пленума претерпевают небольшие редакционные правки, но иногда в них вносят и серьезные исправления.
1Основания для «упрощенки»
Пленум ВС разъяснил, в каких случаях должна применяться «упрощенка». Первая инстанция может рассмотреть дело в порядке упрощенного производства только при наличии одного из следующих условий:
✔️ все участники заявили о рассмотрении спора в их отсутствие, которое не является обязательным по конкретной категории дел;
✔️ участники просто не явились в суд, а их явка не является обязательной;
✔️ истец заявил ходатайство об «упрощенке», а ответчик против этого не возражает;
✔️ указанная в административном иске сумма долга по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 000 руб.;
✔️ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта.
2В обычном порядке
Суд должен рассматривать дело по общим правилам КАС:
– если для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
– в случае невозможности обмена доказательствами между сторонами;
– если нужно привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
– когда стороны выражают намерения заключить соглашение о примирении.
3Закрепить формальности
Когда суд переходит к рассмотрению дела по упрощенной процедуре, он должен вынести и направить участникам дела соответствующее определение. В документе указываются сведения о наличии оснований, дающих суду право рассмотреть дело по «упрощенке», а также разъяснения о возможности возражать относительно такого порядка.
С учетом того, что участникам дается 10 дней с момента получения копии определения на подачу возражений, суд не может приступить к рассмотрению дела раньше этого времени.
Схитрить не получится: если участник административного процесса не получит копию определения суда по зависящим от него обстоятельствам (например, сам откажется от вручения документа), суд все равно перейдет к «упрощенке». Сразу после того, как узнает о неполучении письма.
4Безусловное препятствие
Пленум ВС отмечает: возражения участника процесса относительно рассмотрения административного дела в упрощенном порядке не являются безусловным препятствием для перехода к «упрощенке».
5Всеобщая неявка
Неявка на судебное заседание всех участников дает суду право перейти к упрощенной процедуре. Но только при соблюдении нескольких критериев: явка участников должна быть необязательной в силу закона, а стороны все равно нужно известить о заседании и получить доказательства надлежащего уведомления.
Кроме того, автоматический переход на «упрощенку» не допускается, если одна из сторон попросила отложить разбирательство по уважительным причинам.
6Возражения в помощь
Пленум отдельно отмечает, что обстоятельства, свидетельствующие о необходимости отложения судебного разбирательства, можно указывать и в письменных возражениях на иск. Такие обстоятельства не станут для суда безусловной причиной не переходить на упрощенную процедуру рассмотрения, но суд может учесть их. И тогда он вынесет определение о рассмотрении дела в общем порядке и о назначении новой даты заседания.
В таком случае суд вправе продлить установленный ранее срок предоставления документов, чтобы другая сторона спора могла заявить свои возражения относительно рассмотрения дела по общим правилам.
7Отмена решения
Суд вправе отменить свое же решение по административному делу, принятое в упрощенном порядке, напоминает Пленум ВС. Для этого нужно, чтобы «заинтересованное лицо» заявило соответствующее ходатайство.
Такое ходатайство должно содержать возражения относительно применения «упрощенки» или новые доказательства по административному делу, в том числе о наличии уважительных причин неявки на судебное заседание, на котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
8Сроки
Заявление об отмене решения нужно подать в суд не позднее двух месяцев после его принятия. На направление новых доказательств дается не меньше 30 дней со дня, когда суд перешел на упрощенное рассмотрение дела.
«С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат», – уточнил Верховный суд.
Также Пленум подчеркивает, что при переходе от «упрощенки» к обычному порядку рассмотрения течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.
9Жаловаться нужно правильно
Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела можно обжаловать в апелляционном порядке. Но Пленум ВС подчеркивает, что такое определение не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела.
То есть сначала нужно дать суду закончить рассмотрение возобновленного дела, а только потом подавать апелляцию.
10Копии – это важно
Участники административного процесса должны не только предоставлять доказательства в суд, но и послать их другой стороне разбирательства. Если этого не сделать, то суд вправе продлить срок направления соответствующих доказательств, документов или возражений, а также передать их самостоятельно, в том числе и через интернет. Кроме того, суд в таком случае может перейти к рассмотрению дела по общим правилам КАС.
При этом такие «ошибки» госорганов и чиновников суд исправлять не будет. Если они забудут про копии, то суд не примет доказательства и вернет их.
Источник: Проект Постановления Пленума ВС «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства».
Источник: