Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
COVID-19 оказал существенное влияние на рынок труда и трудовые отношения: многие компании перешли на удаленку, а немало работников и вовсе потеряли источник дохода. Участники тематической конференции «Право.ru» поговорили о самых актуальных вопросах трудового права на сегодняшний день: сложных спорах об увольнении, реформах миграционного законодательства и трудностях организации дистанционной работы.
Из дома, не из дома
20 октября в Москве зафиксировали больше 16 300 новых случаев заражения коронавирусом. Ждать скорого возвращения всех сотрудников в офисы в таких обстоятельствах не приходится, уверены эксперты. Поэтому участники конференции «Трудовое право и трудовые споры – 2020» обсудили важную тему – удаленку.
Надежда Комлева, юрисконсульт Avon, поделилась опытом перевода сотрудников на дистанционную работу. «Быстро и комфортно перейти на удаленку нам помогло отсутствие дискомфорта и дисбаланса у сотрудников из-за такого перехода. Многие сотрудники уже работали удаленно, кроме того, помогла практика «работы из дома» в некоторые рабочие дни», – рассказала она.
В этом сюжете
Липовый диплом и шпионские программы: увольнение по нетипичным основаниям
6 октября, 8:44
В Avon лояльно подошли к вопросу о снижении зарплат на время пандемии и предложили своим сотрудникам добровольно отказаться от части зарплаты на трехмесячный период. Около 90% менеджеров приняли это предложение. Это позволило сохранить бизнес и никого не сокращать, заявила Комлева. Выручила и выплата бонусов сотрудникам за 2019 год, чтобы у сотрудников была «дополнительная мотивация и чувство защищенности». Кроме того, пандемия помогла российской части компании лучше интегрироваться с глобальной командой. Теперь российские сотрудники оказались вовлечены в международные проекты. «Мы заметили, как это интересно сотрудникам», – отметила спикер.
Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенcа HeadHunter, заявил: лишь 13% соискателей теперь хотят всегда работать из офиса. Большая часть сотрудников хочет работать из дома (либо всегда, либо хотя бы частично, несколько дней в неделю). Поэтому юрист в своем выступлении затронул проблему заключения трудовых соглашений о дистанционной работе по правилам ст. 312.1 Трудового кодекса. По его словам, такие соглашения могут пригодиться, например, при приеме на дистанционную работу сотрудников, которые живут за рубежом.
Адвокат АБ
Андрей Городисский и партнеры
Андрей Городисский и партнеры
Федеральный рейтинг
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Интеллектуальная собственность
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
группа
Налоговое консультирование
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)
×
Марина Абрамова рассказала о законопроекте об удаленной работе. Документ вводит понятия временной и комбинированной дистанционной работы, а режим удаленной работы в целом будет усовершенствован. Также законопроект ориентирует на перевод «трудового» делопроизводства в электронный вид. Работники и работодатель смогут сами выбирать, как будут взаимодействовать друг с другом (см. «Три удалёнки: юристы оценили законопроект о дистанционной работе»).
Юрист ожидает, что законопроект примут уже в этом году, и советует подготовиться к его принятию уже сейчас. «Я бы рекомендовала, как только будет принят законопроект, утвердить локальный нормативный акт о порядке взаимодействия с работником и порядке удаленной работы, ознакомить с ним работников под подпись», – посоветовала Абрамова.
Обсудили участники мероприятия и указы мэра Москвы Сергея Собянина, который сперва обязал компании перевести 30% сотрудников на удаленку, а потом еще и заставил сдавать властям их личные данные: номера телефонов, проездных билетов и автомобилей. Юристы высказали сомнения, что работодателей получится наказать за отказ их работников сидеть дома.
А вот будут ли власти преследовать за способы обхода установленных ограничений – покажет практика. Владислава Карельская-Зотова, директор юридического департамента «Аэрофлота», считает, что лучше правила не обходить, а все же пользоваться нормой о 30%. «Тем более регулятор дал понять, что он не против периодической замены этих 30%», – отметила эксперт.
Формирующаяся практика
Елизавета Фурсова, старший юрист практики разрешения споров
Lidings
Lidings
Федеральный рейтинг
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Интеллектуальная собственность
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)
группа
ТМТ
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Финансовое/Банковское право
5
место
По выручке на юриста (Меньше 30 Юристов)
32
место
По выручке
43
место
По количеству юристов
×
, поговорила с участниками конференции о трудовых спорах после первой волны пандемии. По ее словам, практика еще продолжает формироваться, ведь пока большинство таких дел даже не успело попасть в апелляцию.
Практика Увольнение под давлением: справедливость против формализма
Например, в одном из споров работодатель уменьшил количество часов и уменьшил должностные обязанности. Но суд сказал, что менять должностные обязанности нельзя, даже минимально, и встал на сторону сотрудника. А вот практика по делам об увольнении за непрохождение испытательного срока сложилась неоднозначная. Суды как признают такие увольнения фиктивными, так и подтверждают, что увольнение по такому основанию должно быть обоснованным.
По мнению Фурсовой, все споры из-за пандемии "связаны со злоупотреблением правом" – как работодателей, так и работников. Так, сотрудники успешно оспаривали отправление в неоплачиваемый отпуск без согласия, увольнение «по статье» без указания нарушения, а также принуждение к уходу из фирмы по собственному желанию. Но и злоупотребления работников тоже оценивались в судах. Например, случаи, когда сотрудники на «удаленке» не выходили на связь с работодателем – суды признавали увольнения в таких случаях законными.
Надо продумывать законодательные действия, чтобы ограничить права работников. Они могут жаловаться, куда хотят, не несут судебные расходы, иски подают по месту своего жительства.
А для работодателя, например, действует повышенный стандарт доказывания, да и расходы на юристов взыскать с оппонента не получится.
Сложные увольнения: практика ВС
О сложных увольнениях по инициативе работодателя рассказала Марина Рыжкова, руководитель российской трудовой практики
Dentons
Dentons
Федеральный рейтинг
группа
Антимонопольное право
группа
Интеллектуальная собственность
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
группа
Комплаенс
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
группа
Международные судебные разбирательства
группа
Налоговое консультирование
группа
Налоговые споры
группа
ТМТ
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Управление частным капиталом
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Финансовое/Банковское право
группа
Цифровая экономика
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Международный арбитраж
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Транспортное право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)
группа
Банкротство
группа
Уголовное право
2
место
По количеству юристов
×
. В последнее время практика по делам о принудительном увольнении меняется.
Например, в одном из дел Верховный суд продемонстрировал «очень гуманистический», по оценке эксперта, подход. Суд отправил на пересмотр дело, в котором работодатель поспешно согласился уволить сотрудницу. Она написала заявление «по собственному», чтобы посмотреть на реакцию работодателя. ВС отметил, что работодатель должен изучать причины, по которым его сотрудник решает уволиться, а суд должен эти факты проверять (дело № 39-КГ20-3-К1).
У нашего Верховного суда курс на гуманизацию. В чем это проявляется? Теперь законность «классических» способов увольнения оказалась в центре внимания.
Увольнение за прогул становится более рискованным, чем раньше, подчеркнула Рыжкова. Она рассказала о классическом поводе для увольнения – работодатель «попросил» сотрудницу за прогул. Выяснилось, что она опоздала из-за перекрытия дороги. ВС сказал, что нужно было разобраться в вопросе лучше: суды должны были выяснить, знала ли экс-сотрудница об альтернативном маршруте, который позволил бы ей добраться до рабочего места вовремя (см. «ВС рассказал, когда прогула не будет»).
Практика ВС разрешил оспорить увольнение спустя год
Юрист также рассказала о практике увольнении за отсутствие на рабочем месте более четырех часов. Время такого прогула «обнуляется» вместе с обедом. То есть, работник, который прогулял час до обеда и четыре часа после, не может быть уволен за прогул, подчеркнула Рыжкова.
Рыжкова дала несколько практических советов по тому, как уволить сотрудника. Она напомнила, что нельзя применить к сотруднику выговор и сразу его уволить. «Нужно подождать, пока он совершит еще какое-то нарушение», – подтвердила эксперт. Кроме того, при увольнении юрист посоветовала в соответствующем приказе описывать все, каждое «прегрешение» сотрудника. Это упростит доказывание при разбирательстве в суде.
Из первых рук
Дмитрий Демиденко, заместитель начальника главного управления по вопросам миграции МВД, рассказал участникам о реформе миграционного законодательства. В этом году был принят закон, который позволяет переоформлять патент неоднократно, без пересечения границы. Кроме того, вступил в силу закон, который освободил иностранных студентов от получения любых документов, необходимых для работы во время обучения. До сих пор ведомство не принимает решения о депортации, о нежелательности пребывания в стране. «Сейчас сложно и бизнесу, и его сотрудникам», – заявил он.
Практика Сохранить зарплату после увольнения: изучаем судебную практику
Демиденко проанонсировал два абсолютно новых федеральных закона: об институте гражданства и об иностранных гражданах, их проживании и работе в России. Одно из значимых нововведений: отказ от квот по привлечению работников из дальнего зарубежья. «Появится достаточно простой заход на рынок труда для любого работодателя, который захочет это сделать. Будет возможность привлекать столько людей, сколько нужно, и из тех стран, из которых хочется», – объяснил юрист. Концепцию нового закона утвердят до конца 2020 года, а в следующем году его примут. Тогда он заработает с 2022 года, заявил чиновник МВД.
У участников конференции была уникальная возможность пообщаться с представителем МВД, и они активно ей воспользовались: задавали вопросы по текущим вопросам и расспрашивали о будущих реформах.
Бонусы и «уголовка»
Владислава Карельская-Зотова, директор юридического департамента компании «Аэрофлот», представила обзор практики привлечения топ-менеджеров за нарушение Трудового кодекса. Например, за невыплату зарплаты сотрудникам – за это наказывают вплоть до лишения свободы на срок до трех лет (ст. 145.1 Уголовного кодекса). При этом под «личной заинтересованностью» руководителя по этой статье начинают суды понимать любые обстоятельства дела – так что фактор «неоднократности» невыплаты зарплаты теряет свое значение. Например, в одном из региональных дел возбудили «уголовку» из-за невыплаты в 46 000 руб., в другом – 39 000 руб. «Получить уголовное дело при таком ценнике совсем смешно», – считает эксперт. Но Карельская-Зотова подчеркивает, что столичные суды в основном обходятся штрафами, и до «уголовки» не доходит.
Юлия Хиванцева, директор по персоналу Sunpharma, рассказала о структурировании премиальных и комиссионных выплат для разных категорий работников. В своей подробной презентации она поговорила о том, по каким моделям можно оплачивать труд своих сотрудников. На примере Sunpharma Хиванцева показала, как сотрудники могут получать комиссионные. Например, для их подсчета учитывают количественную цель, территориальные показатели и знание продуктов. «У нас в этом году две новеллы в бонусном плане. Одна из них – это качественные показатели и знание продуктов. И вторая часть – это бонусирование людей, которые делают 100% и больше от плана», – рассказала эксперт.
Конференция завершилась интерактивной игрой: участники пытались научиться, как вести себя руководителю при проведении плановых и выездных проверок Государственной инспекции труда. Провел игру эксперт с опытом по обе стороны «конфликта» – Андрей Сахаров, руководитель отдела охраны труда ManpowerGroup Russia & CIS, который раньше работал в ГИТ.
Конференции продолжаются!
В осенней программе мероприятий «Право.ru» множество интересных конференций:
Девелопмент и строительство: правовые вопросы – 21 октября.
Семейное и наследственное право – 23 октября.
ФАРМА-2020 – 27 октября.
Форум «Право.ru-300» – 29 октября.
Полное и актуальное расписание мероприятий всегда доступно на сайте https://event.pravo.ru/.
Источник: