Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
По сравнению с западными соседями у этих стран менее развиты онлайн-сервисы, а ограничительные меры на законодательном уровне писались не слишком четко. В Польше, как и в России, не стали объявлять режим ЧП, поэтому юристы могут свободно ходить в офис. Правда, суды все равно закрыты, поэтому «судебникам» приходится тяжело. Где-то, как в Турции, они будут сидеть без работы до середины июня. Зато прибавилось немало бесплатных задач у консультантов, которые помогают выживать в таких условиях своим клиентам из малого и среднего бизнеса.
Режим повышенной готовности «по-европейски»
В странах Восточной Европы карантинный режим мало чем отличается от того, который действует у западных соседей. Суды рассматривают только безотлагательные дела, а юристы работают дистанционно. Нотариусы в Турции работают в дежурном режиме: одна группа специалистов трудится только в четные дни, а другая – в нечетные, рассказывает партнер ELBZ Consultancy Елена Бакмаз. Расписание можно уточнить в интернете. Подобный подход и в Польше.
Молдавских адвокатов тоже обязали не останавливать свою работу, но вести ее с соблюдением всех санитарных мер. Если защитники нарушат такое условие, то это расценят как дисциплинарное нарушение, за которое лишат статуса, говорит адвокат Turcan Cazac Александр Цуркан. Правда, в Молдавии официально ввели чрезвычайное положение до 15 мая. В отличие от той же Польши, где с 20 марта 2020 года действует «положение эпидемиологической угрозы». По словам руководителя практики
ФБК Право
ФБК Право
Федеральный рейтинг
группа
Налоговое консультирование
группа
Налоговые споры
группа
Интеллектуальная собственность
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
группа
Природные ресурсы/Энергетика
группа
Трудовое и миграционное право
группа
Антимонопольное право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market)
группа
Банкротство
группа
ГЧП/Инфраструктурные проекты
группа
Коммерческая недвижимость/Строительство
Профайл компании
×
Александры Герасимовой, оно вовсе не аналогично чрезвычайному. Гражданам можно ходить работу и покидать свое жилье при необходимости в любой момент. Вот и Городской суд Праги признал часть ограничительных мер властей неконституционными, подчеркнув, что даже во время кризиса необходимо соблюдать принципы правового государства.
В основном же работу судов «заморозили». Поляки ждут их открытия 15 мая, а в Турции судебный карантин затянется как минимум до 15 июня. В Молдавии процессуальные сроки на время ЧП прерываются и начнут течь лишь с даты прекращения чрезвычайного положения. Это же касается сроков давности и по уголовным делам. Аналогичный подход и в Турции, где сейчас в уголовно-процессуальных процедурах, которые не терпят отлагательств, используется система SEGBIS – система обработки аудио- и видеоинформации. По словам Бакмаз, эта система использовалась и раньше: «Никаких новых сервисов в период пандемии не запускали». В Польше тоже еще до эпидемии существовала платформа Е-sąd, которая позволяет рассматривать простые дела о взыскании задолженности через интернет.
Чешских адвокатов выручает то, что у них в обязательном порядке уже давно есть электронные ящики для общения с госорганами, говорит советник АБ «Гавел и партнеры» Наталия Трауригова: «И они обязаны ими пользоваться». Кроме того, в условиях введённых ограничений чешские власти разработали новый проект «Skype защита» для общения адвоката с подсудимым.
Жизнь юристов в кризис
У юрфирм в Восточной Европе снижение выручки тоже ощущается. Многие местные доверители отказываются оплачивать ежемесячные адвокатские и консультационные услуги и аргументируют это тем, что работа судов приостановлена, рассказывает Бакмаз. По ее словам, иностранные клиенты, которые планировали инвестировать, поставили свои проекты на паузу. Сильнее всего страдают юрфирмы, занимающиеся разрешением споров. У них отдельные эксперты прогнозируют снижение выручки на 45–50%. В небольших и средних юркомпаниях доходы упадут на 37%.
Меры оптимизации те же, что и у западных коллег. Это урезание трат на мероприятия, скидки по аренде и сокращение рабочего времени юристов до четырёх дней. Некоторые польские компании просят юристов воспользоваться мерами господдержки и использовать накопленные отпуска, отмечает Герасимова: «Но нельзя сказать, что это происходит массово».
Юридические фирмы проделывают большой объем бесплатной юридической работы, особенно среди предприятий малого и среднего бизнеса, находящихся в вынужденном простое из-за требований режима чрезвычайного положения.
На фоне сложившейся ситуации во многих юрфирмах создали специальные практики, которые оперативно консультируют по вопросам, связанным с последствиями пандемии: от мер господдержки до вопросов форс-мажора. Кроме того, запросы клиентов касаются сокращения работников, возможности отправить их в неоплачиваемый отпуск, получить налоговые льготы и господдержку в этот период, говорит Бакмаз. В Молдавии прибавилось работы и у налоговых юристов. Период пандемии совпал с введением в стране НДС на цифровые услуги нерезидентов («налог на Google»), рассказывает Цуркан.
Главное, что основной круг клиентов остался, а им в нынешних условиях как никогда необходима юридическая помощь, подчеркивает Бакмаз. На ее взгляд, юррынок сильно не пострадает, так как в криз у бизнеса всегда есть необходимость обращаться за правовыми консультациями. Но времени на восстановление к допандемийному раскладу уйдет немало. Той же чешской экономике на это может потребоваться до двух лет, считает Трауригова.
Юристы очень внимательно будут отслеживать мировые изменения в работе юридических фирм и подстраиваться под запросы клиента. Это обусловлено маленьким внутренним рынком и большой конкуренцией. Диктовать правила игры будет клиент.
Юридический мир после эпидемии
Эксперты надеются, что сложившаяся ситуация наглядно показала властям, как важно сейчас развивать дистанционное правосудие и прочие онлайн-процедуры. По словам Бакмаз, турецкий Коммерческий кодекс предусматривает возможность проводить собрания органов юрлиц в электронном режиме, но многие вопросы этой процедуры подробно не прописаны на законодательном уровне. Так что компании вынуждены отказываться от такого варианта деловых встреч, потому что опасаются оспаривания легитимности подобных собраний.
Самый ценный опыт – это необходимость действовать в условиях постоянной неопределенности, когда нормативные акты переписываются, дополняются, изменяются несколько раз в день, в то время как клиентам нужно принимать важные и ответственные решения и базироваться на этом хаотичном потоке информации. Первые несколько недель стали настоящей проверкой на прочность.
Государства, в которых имелись необходимая правовая база и накопленный опыт по проведению судебных заседаний и работе других госуслуг через интернет, показали гораздо больший запас антихрупкости, подчеркивает Герасимова. Вот и в Молдавии все постепенно будет погружаться в онлайн, прогнозирует Цуркан. По его мнению, юрфирмы будут постепенно сокращать и перестраивать рабочие пространства под новые реалии.
Авторы:
Александра Герасимова
Руководитель практики «ФБК Право»
Александр Цуркан
Адвокат Turcan Cazac
Елена Бакмаз
Партнер ELBZ Consultancy
Наталия Трауригова
Советник АБ «Гавел и партнеры»
Евгений Лукашук
Член правления UberHint SIA
Источник: